"По привлекательности Казань — регион номер три в России"
19 марта 2007 года

— Почему Казань именно сейчас решила массированно выйти на MIPIM?
— Рынок недвижимости, строительный рынок — самый растущий в России. В Москве он уже сбалансирован и поделен. Но Москва перенасыщена инвестиционными проектами, подобная ситуация складывается и в Санкт-Петербурге. После двух столиц РФ по привлекательности регион номер три — это однозначно Казань и Татарстан. И по уровню доходов, и по уровню жизни, и по географическому положению. Ведь инвестиционный поток, когда «сосуд» наполняется, ищет себе дорогу, и следующая дорога — в Татарстан и Казань. Урал, Сибирь и все остальные регионы будут потом. Мы участвовали в MIPIM, потому что прекрасно понимаем: мы на пороге большой востребованности у предстоящего большого денежного потока, и к нему надо правильно подготовиться, нужны не идеи, а контрактные предложения.

— То есть Казань намеревается оттянуть инвесторов у Москвы и Санкт-Петербурга?

— Деньги делают деньги. Сделанные в Москве и Санкт-Петербурге они должны еще где-то работать. И одна из следующих площадок — это Казань.

— Какова потребность Казани в инвестициях в коммерческую недвижимость?

— Казань в ближайшую пятилетку будет вводить до одного миллиона квадратных метров только жилья разного уровня — класса А, среднего уровня и социальных квартир наподобие тех, что сейчас строятся по «социальной» ипотеке. Уже теперь мы вышли на 750 тысяч квадратных метров. И вырасти еще на 20-25%, не ломая рынок жилья, городу не составит большого труда. То есть из расчета средней цены квадратного метра в $1 тыс. в Казани будет вводиться на $1млрд жилья, кроме него — офисы, гостиницы, рестораны, магазины, парковки.

— Чего вы ожидали от MIPIM?

— Мы не строили иллюзий, что выставимся и тут же заключим контракты на строительство. Это большая планомерная работа — более чем наполовину имиджевая. Здесь заводятся контакты на будущее. Это одна из самых больших выставок недвижимости. Здесь самые топовые проекты мира, особенно европейские и евроазиатские. Сюда приезжают архитекторы, проектные бюро и инвестиционные компании с мировым именем. Мы старались поработать так, чтобы потом, при дальнейших встречах, они говорили: «А, Казань! Видели, слышали, да!» По итогам участия в MIPIM в 2006 году мы познакомились с голландским архитектором Эриком ван Эгиратом, который взялся за проектирование одного из вариантов здания Национальной библиотеки. Тогда же наладили контакты с архитектором Хосе Асебильо Марин, компаниями NBBG и «Аткинс».
В этот раз мы представили целые кварталы застройки — проект квартала «Б», правого берега Казанки, комплекс «Солнечный город». Всего 12 проектов. За этими проектами стоят серьезные компании, которые уже сегодня хотят инвестировать, — в их числе банки «Ак барс» и «Зенит». Они работают над этими проектами, чтобы их продать. Вопрос заключается только в том, когда состоится продажа: сегодня, пока существует лишь красиво «обернутое» предложение, хотя с уже понятной прибылью, рентабельностью и сроками или на стадии реализации, когда цена проекта возрастет.

— На каких инвесторов вы как глава города прежде всего рассчитываете?

— Дело не в деньгах извне. Нам нужна высокая покупательская способность внутри Казани, потому что эти квартиры должны покупать или жители столицы Татарстана, или люди, которые хотят переехать в Казань. А сегодня мы наблюдаем все больший рост интереса к городу. Поэтому мы хотим позиционировать Казань как образовательный центр и поставить высшее образование здесь на более высокий уровень. Такие задачи не только мы себе ставим: сегодня в Сингапуре 250 тысяч студентов, и власти этого города собираются до 2010 года нарастить их число до 450 тысяч. Ведь студенты — будущее и города, и республики, и страны. Они приезжают, получают высшее образование и, как правило, если созданы рабочие места и соответствующие условия, остаются. Кто-то идет в крупную компанию, кто-то создает свой бизнес, рождаются дети, приобретаются в ипотеку квартиры, покупаются в кредит машины, мебель и так далее. А спрос рождает предложение. Мы рассчитываем также на наиболее предприимчивых, с большими запросами людей, чьи дети хотят учиться в университете, консерватории, играть в «Ак барсе» или «УНИКСе». Этого же нет, к примеру, в Костроме или Северодвинске, а в Москву не каждый поедет, уклад жизни этого города не всякий может принять.

— То есть вы намерены поднять спрос на недвижимость?

— Безусловно.

— Но спрос и сейчас такой, что цена на жилье за прошлый год скакнула более чем в два раза…

— Да, и сейчас хороший спрос. Она скакнула в целом в России. При этом в Приволжском федеральном округе из 15 республик и областей Татарстан на предпоследнем месте по цене. Выросли цены на цемент, металл. Это тенденция роста по России в целом.

— Большую потерю архитектура Казани понесла в связи с порой бездумным сносом исторических зданий, соответственно снизилась туристическая привлекательность города. Чем власти города хотят компенсировать эти потери?

— В центре города мы не будем строить здания в стиле high-tech из стекла и бетона. Все-таки мы хотели бы тот неповторимый стиль исторического центра вернуть и воспроизвести в новых проектах. Казань не должна превращаться во второй Манхэттен, к примеру.

— А кто поможет его вернуть — иностранные архитекторы?

— В том числе. Санкт-Петербург XVII-XIX веков строили архитекторы из южной части Швейцарии, и в Москве творили многие европейские архитекторы. Только в советское время у нас мог один главный архитектор весь город построить. Этого нет во всем мире. Казань нацелена на мировой опыт и талант, который сосредоточен на MIPIM.

"Ъ - Волга-Урал"